Россия и Европа

Фото: spletnik.ru

Нынешнее резкое «похолодание» между Россией и тем, что принято сейчас называть «коллективным Западом», для многих соотечественников, особенно молодых, выглядит непонятным и пугающим. Между тем, ничего удивительного или неожиданного в этом «ледниковом периоде» нет. Просто мы все основательно забыли историю и русскую классическую литературу (Хотя некоторые и раньше не могли похвастаться глубокими знаниями обоих предметов). Те же, кому сейчас тридцать пять и меньше, просто не проходили в школе того, что проходили их родители и что совершенно необходимо – как теперь стало ясно – не только «проходить», но глубоко и предметно изучать.

Для начала вспомним пророка Иезекииля и его ветхозаветную мудрость: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас.» Так вот, вся эта русофобия, бушующая на просторах Европы и Северной Америки, есть ничто иное, как естественное состояние наших западных соседей, в котором они пребывают как минимум последние лет пятьсот. С тех пор, как крепнущее Русское государство объявило себя «Третьим Римом», преемником павшей Византии, взяв ее герб и провозгласив себя хранителем мирового православия, нелюбовь римско-католического мира (а впоследствии всей западной цивилизации) была перенесена на Россию. Впрочем, об этом сказано и написано достаточно, не будем здесь повторяться. Эта статья не про политику, и даже не про историю, а про литературу. Ту самую русскую классическую литературу, которую надо знать.

Обратимся к словам великого русского поэта, философа и дипломата Федора Ивановича Тютчева. В одном из писем к своей дочери он так изложил свои мысли:

«В течение целых столетий европейский Запад с полнейшим простодушием верил, что не было и не могло быть другой Европы кроме него. Правда, ему было известно, что за его пределами существовали еще народы и государи, называвшие себя христианами; во времена своего могущества он касался границ этого неведомого мира, отторг даже от него несколько клочков и присвоил их себе, стараясь исказить и подавить их национальный характер; но чтобы вне этих крайних пределов существовала другая Европа, законная сестра христианского Запада, христианская, как и она, правда, не феодальная и не иерархическая, но по тому самому еще более искренне-христианская; чтобы существовал там целый мир, единый по своему началу, солидарный в своих частях, живущий своею собственною органическою, самобытной жизнью – этого допустить было невозможно…»

Оставим пока на непродолжительное время Федора Ивановича и обратимся к «солнцу русской поэзии» Александру нашему Сергеевичу. Нравы «западных партнеров», их отношение к нашему государству Пушкин описал в 1831 году в знаменитом стихотворении «Клеветникам России», которое было написано после подавления польского восстания. Ну, помните же: «О чем шумите вы, народные витии…»

Почему, по мнению поэта, Европа возненавидела Россию, хотя еще вчера пела русским войскам осанну после парижского триумфа? Ведь со времени окончания Венского конгресса, подведшего итоги наполеоновских войн, прошло всего-то полтора десятка лет…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?

Точно также «европейскии витии» не могут простить нам победу над Гитлером. Но это отдельная история… Вдогонку еще одна пушкинская фраза: «Европа в отношении России была всегда столь же невежественна, сколь и неблагодарна».

Как видите, за два века ничего не изменилось, так что удивляться по поводу западной русофобии не стоит – это, как я уже говорил, их естественное состояние. Скорее стоило бы удивляться тому, что в 90-х и начале «нулевых» голов коллективный Запад во главе с США декларировал по отношении к России некую снисходительную дружбу. А рецепт такой «дружбы» прост: будь больным и бедным, и все тебя будут любить…

Теперь снова возвращаемся к Тютчеву. Федор Иванович служил в русской дипломатической миссии в Мюнхене в течение двадцати пяти лет, потому менталитет и образ мыслей западноевропейских жителей знал прекрасно, что нашло отражение в его мировоззрении и творчестве. Вот какие стоки написал он в 1854 году, во время Крымской войны:

Ложь воплотилася в булат;

Каким-то Божьим попущеньем

Не целый мир, но целый ад

Тебе грозит ниспроверженьем…

Все богохульные умы,

Все богомерзкие народы

Со дна воздвиглись царства тьмы

Во имя света и свободы!..

О, в этом испытанье строгом,

В последней, роковой борьбе,

Не измени же ты себе

И оправдайся перед Богом…

Тогда, напомню, ведущие европейские державы выступили широким фронтом против России. Христианские, между прочим, страны выступили на стороне мусульманской Османской империи. С Россией тогда воевали, кроме Турции, Британская империя (в период ее наивысшего могущества, когда над ее владениями «не заходило солнце»), Франция, Сардинское королевство (включало примерно половину современной Италии). При этом мощная Австро-Венгерская империя, формально не объявляя России войну, фактически стала на сторону европейской коалиции. Последнее обстоятельство больше всего морально подкосило императора Николая Первого — ведь буквально за несколько лет до войны он фактически спас молодого австрийского императора Франца-Иосифа, оказав ему помощь в подавлении венгерского восстания. Двойным стандартам западноевропейских «партнеров» были посвящены следующие строки Тютчева.

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась:

Для них – закон и равноправность,

Для нас – насилье и обман,

И закрепила стародавность

Их, как наследие славян…

Эти стихи написаны в 1867 году, когда большинство славянских народов не имело своей государственности, находясь в составе иных империй: большинство балканских славян – в составе Турции; хорваты, чехи, словаки – в составе Австро-Венгрии. Увы, Федор Иванович не дожил менее пяти лет до подписания Сан-Стефанского мирного договора, в результате которой свободу получили болгары и сербы.

Вернемся в наше время. Недавно американский сенатор Джейми Раскин произнес следующую фразу:

«Россия – это православная страна, исповедующая традиционные ценности. Именно поэтому она должна быть уничтожена, независимо от того, какую цену за это заплатят США».

Можно было бы махнуть рукой: мало ли буйнопомешанных в мире! Но, раз уж мы говорим о литературе, давайте вспомним советскую классику – «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Там присутствует один литературный герой, некий американский профессор, путешествующий по Советскому Союзу.

«- Я восхищен, — сказал профессор, — все строительство, которое я видел в СССР, грандиозно. Я не сомневаюсь в том, что пятилетка будет выполнена. Я об этом буду писать.

Об этом через полгода он действительно выпустил книгу, в которой на двухстах страницах доказывал, что пятилетка будет выполнена в намеченные сроки и что СССР станет одной из самых мощных индустриальных стран. А на двухсот первой странице профессор заявил, что именно по этой причине Страну Советов нужно как можно скорее уничтожить, иначе она принесет естественную гибель капиталистическому обществу».

Если авторы книги и преувеличивали, то не слишком сильно.

Итак, подведем итоги. Все вышеприведенные фрагменты литературных произведений желательно знать, дабы не питать себя иллюзиями и не испытывать шока от всего ныне происходящего в западном мире. Нужно просто изучать историю и внимательно читать русскую классическую литературу. Ничто в этом мире не ново, и все уже было в веках, бывших прежде нас. И двести лет назад, и пятьсот.

Но мир меняется. Нам же с вами довелось жить на сломе эпох. Опять вспомним Тютчева: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Это про нас с вами.

Всеволод Елагин


Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.